История освоения острова Кильдин в Баренцевом море
с XVI века до наших дней. Исторические факты, мифы, редкие архивные документы, отчеты экспедиций, свидетельства очевидцев, фотографии...

Для всех, кто неравнодушен к истории русского севера!

 
 


   
   
  

 

Кольские карты

 

 
 

Сергей Аксентьев

ТАКАЯ СТРАННАЯ ВОЙНА
(отрывок)


РАЗБОЙ НА МУРМАНЕ

События на Мурмане развивались по классическому сценарию английских таперов.
В марте 1809 года для защиты английских китобоев в район Гренландии по приказанию Адмиралтейских Лордов отправились фрегаты «Ney Aden» и «Leemerbel» Не обнаружив там неприятеля, фрегаты разошлись на поиски французов. На третьи сутки с борта «Ney Aden» заметили французский фрегат и бросились за ним в погоню. Догнать беглеца удалось лишь у мыса Нордкап. Там они и сошлись в артиллерийской дуэли, но внезапно павший на море туман, позволил французу скрыться с места сражения.
Упустив добычу, капитан Фредерик Котрель повел свой сорокапушечный «Ney Aden» на Мурман в поисках легкой поживы.
На подходе к Кольской губе, он зашел в становище и уговорил нескольких поморов показать дорогу на Кильдин, пообещав за это каждому новую матросскую форму, хлеба и вина, сколько кто пожелает. 5 мая 1809 года фрегат стал на якорь в бухте Монастырской в юго-восточной части острова Кильдин. В это время там находились два судна купца Степана Попова груженные мукою и продовольствием. Англичане их захватили. Всё содержимое выгрузили на фрегат, а суда сожгли. Перепуганный Попов на легкой лодке поспешил в Колу уведомить о случившимся Кольского городничего.
Тем временем команда английского фрегата учинила в кильдинском погосте грабеж. Пьяные моряки тащили на корабль всё: церковную утварь, съестные припасы, рыболовные снасти, соль и даже бочки для рыбы. Обчистив погост, убив несколько поморов, пираты сожгли избы, сараи и часовню.
После кильдинского погрома Котрель отправил в Екатерининскую гавань пять ботов с 75-тю солдатами и тремя офицерами во главе с лейтенантом Андреем Вельсом. Там добычей англичан стали десять промысловых и транспортных судов, 7862 пуда ржаной муки, 6526 пудов рыбы, 5318 пудов соли, а также различное имущество.
Затем Вельс отправился в Колу. Высадившись на берег, англичане схватили инвалидов-солдат, обезоружили их и заперли вместе с чиновниками и городничим в здании суда. Отобранные ружья и пушки побросали в залив, а сами пустились грабить брошенные жилища и государственные учреждения. Раскурочив питейное заведение устроили шумную попойку. Пьяные матросы с пением гимна шатались по улицам, палили из ружей, расстреливали собак. Покуражившись два дня, налетчики погрузили награбленное добро на суда и ушли в Екатерининскую гавань.
Пока лейтенант Вельс бесчинствовал в Коле и Екатерининской гавани, матросы с фрегата «Ney Aden» на захваченных шняках и ботах разъезжали вдоль побережья (вплоть до Териберки), грабили, разрушали и жгли поморские стойбища.
...24 мая 1809 года на Кольском взморье разыгрался шторм. У острова Змеиного близ Сайда-губы с якоря сорвало баржу груженую хлебом. Находящихся на ней трех англичан ждала неминуемая гибель. Спасли их кольские поморы. Проходя мимо Змеиного на шняке, они услышали отчаянные голоса, а затем увидели людей, размахивающих белым полотнищем. Рискуя оказаться разбитыми о камни, поморы сняли бедолаг с полузатопленной баржи и доставили в Колу. На общем сходе жители, перенесшие страх и разграбление своих домов пьяным английским воинством, решили считать в смерть перепуганных моряков не пленниками, а спасенными во время буйства стихии и с первой же оказией отправили на остров Кильдин в «ведомство англичан».
29 мая у Кольской губы появились два российских торговых судна шедшие из Тронхейма в Екатерининскую гавань. Сильный встречный ветер вынудил кормчих укрыться в кильдинском становище. Там они стали очередной жертвой англичан. По приказанию капитана Кортеля шесть человек силою увезли на фрегат. Погрузив награбленное добро на восемь судов, капитан Кортель отправил караван под командою лейтенанта Фейрера в Шотландию...
Едва отправили караван, как задули противные ветры и фрегат «Ney Aden» вынужден был отстаиваться в кильдинской гавани. Чтобы убить время, Фредерик Котрель решил поохотиться. Взяв с собой двух матросов, на боте переправился на матерый берег у речки Зарубиха. Там в тундре подстрелил оленя, но, видя, что втроем охотничий трофей до бота не донести, приказал матросу Матису Елласу сторожить добычу, а сам убыл на корабль.
Более полусуток ждал возвращения своих земляков матрос Еллас, не отходя от добычи, а когда отправился на берег, то увидел, что фрегат под полными парусами уже далеко в море. Его обнаружили кильдинские поморы и доставили к Кольскому городничему. Тот, допросив Елласа, переправил архангельскому военному губернатору Фондезину. Тому самому вице-адмиралу Мартыну Фондезину, на которого гневалась матушка Екатерина за бездарное руководство эскадрой и потерю военного транспорта «Кильдюин» во время шведской войны. Оказывается, отстранив нерадивого адмирала от командования эскадрой, она 15 марта 1798 года назначила его командиром Архангельского порта (после 1807года военный губернатор).
Мартын Петрович с плененным матросом долго не вожжался, наскоро допросил и 24 июня 1809 года отписал донесение морскому министру адмиралу П. В. Чичагову: «Оспросив сего англинскаго матроза Еллеса о случае его оставления на берегах Кольских и о фрегате, на коем он находился, я показанием имею честь к вашему высокопревосходительству у сего представить и притом не полишним щитаю препроводить самаго его, Еллеса, при посылке с лонесениями куриера не благоугодно ли будет вашему высокопревосходительству лично от него узнать и полюбопытствовать об обстоятельствах бытия у Кольских берегов помянутаго англинскаго фрегата. Адмирал Фондезин 2-й» Вместе с бумагой на берега Балтийского моря под конвоем отослал и англичанина...
Чичагов разбираться с матросом тоже не стал. На донесении М.П. Фондезина рукой канцеляриста начертано: «11 июля 1809. Матрос сей отправлен к Спиридоеу (военный губернатор Ревельского порта – С.А.) в Ревель при предписании 2 июля».
О том, что же происходило с фрегатом после ухода с Кильдина, мы знаем из рассказов бывших пленников «Ney Aden». Возвратившись с охоты на фрегат, Фредерик Котрель приказал срочно ставить паруса и идти к Терскому берегу. Однако в ночь на 30 мая, на траверзе Семи островов, капитан неожиданно изменил свое решение и приказал идти к норвежским берегам к крепости Вардехус. Вызвав плененных русских поморов, он потребовал, чтобы кто-то из них взял на себя роль лоцмана. Но все в один голос отказались, сославшись, что не знают «лоцманского искусства». Тогда Котрель повел свой фрегат в Ост-Финмаркен. У местечка Макур он стал на якорь, спустил на воду бот и отправил на нем к берегу всех плененных русских поморов. По рассказам освобожденных из плена поморов, Котрель спешил к Шпицбергену. Там будто бы должен находиться сбежавший от него французский фрегат.
...Российские же моряки из Макура на шняке добрались до крепости Вардехус и 2 июня явились к местному коменданту капитану Броку. Тот всех отправил на датском судне в Архангельск.
Пиратский вояж английского фрегата на Мурман нанес большой материальный ущерб не шибко богатому краю. Земский исправник Петр Юнонин, выезжавший на Мурманский берег по приказанию Фондезина, в рапорте от 28 июня писал: «Англичанами в Кильдине промышленничьи избы или станы, а также анбары с солью и прочим, равно и часовня, сожжены; в Териберке все постройки истреблены «без остатку»...

Опубликован в ж. «СЕВЕР» №5-6 2007 с 224-239
При перепечатке ссылка на журнал обязательна.



ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СЕРГЕЯ АКСЕНТЬЕВА:


Книга "НАДЕЖДЫ И ТРЕВОГИ"

"Мой остров"

"Кильдинские отшельники"

"Остров и корабли"

"Дым Отечества"

"Камни Сундуки"

Стихи

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

НА СТРАНИЦУ "С.Т. АКСЕНТЬЕВ"

НА ГЛАВНУЮ

 
 
     
© KILDIN.RU 2007-2012
ССЫЛКИ НА НАШ САЙТ СПОСОБСТВУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИИ СЕВЕРА!
ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ПРИ КОПИРОВАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ >>>