История освоения острова Кильдин в Баренцевом море
с XVI века до наших дней. Исторические факты, мифы, редкие архивные документы, отчеты экспедиций, свидетельства очевидцев, фотографии...

Для всех, кто неравнодушен к истории русского севера!

 
 


   
   
  

 

Кольские карты

 

 
 

Монастырские поверенные
Соловецкого монастыря

Идея этой страницы родилась во время встречи в 2007 г. с учеными Центра экологической и технологической истории Европейского Университета в С.-Петербурге: Юлией Александровной Лайус, канд. ист. наук, Директором Центра и ее коллегой Алексеем Викторовичем Крайковский, канд. ист. наук. Юлия Александровна занимается историей рыболовства на севере, а Алексей Викторович - промыслами Соловецкого монастыря. Вот наши интересы и встретились на Кильдине... Когда я прочел статью Алексея, то понял, что эта тема не только имеет право на отдельную страницу, но и скоро должна занять отдельный раздел "Соловецкий промысел на Кильдине"

Пользуясь случаем, еще раз выражаю свою благодарность Алексею и Юлии за идею и предоставленные материалы!

Все материалы, размещенные на этой странице, принадлежат исключительно Алексею Крайковскому. Статья Алексея Викторовича, опубликованная в Материалах I научно-практической межрегиональной краеведческой конференции памяти проф. И.Ф. Ушакова, 2004 г., представлена с небольшими сокращениями.

ПРОМЫСЕЛ ТРЕСКИ И ПАЛТУСА НА О. КИЛЬДИН В XVIII - XX вв.

Трудно точно указать время появления на Кильдине становища, принадлежавшего Соловецкому монастырю. А.А. Савич отнес возникновение монастырского Мурманского пpoмыcлa к XVI в. Самый ранний из обнаруженных нами документов, содержащих сведения o Кильдинском становище, относится к 1670-м гг. Однако, судя по этому документу, к тому моменту становище существовало уже на протяжении довольно долгого времени.
Под властью Соловецкого монастыря Кильдин находился до самого конца XVIII В. Монахи сумели сохранить промысел в своем распоряжении даже после секуляризации 1764 г., когда монастырь лишился всех своих континентaльных владений...
Сохранившиеся источники дают возможность ясно представить себе, как был организован монастырский промысел в XVIII В. Вероятно, его структура и основные особенности функционирования претерпели мало изменений, по сравнению c более ранними временами. Подготовка к рыболовному сезону начиналась еще осенью предшествующего года. В сентябре, практически сразу после завершении промысла, заключались договоры с покрученниками (покрученник - нанятый и снаряженный на морской проомысел - ДК)на следующий год. Так, в 1745 г договор c рыбакaми об участии в промысле на следующий год были заключены уже 3 сентября. Кормщики и рядовые промышленники не только взяли на себя обязательство отправиться на следующий год на Кильдин, но также получи задаток деньгами и зеpном.
В марте, когда приходило время отправляться на промысел, покрученники собирались в указанном месте и отправлялись в путь во главе c монастырским поверенным. Очень часто в качестве поверенных монастыря выступали солдаты, например, в 1780-м году Кильдинским промыслом ведал солдат Иван Титов. Следует отметить, что y монахов, как видно из документов, существовали oсобые отношения c армией, или, точнее, с воинской командой, расквартированной в Соловецком монастыpе, представлявшем собой одну из сильнейших на Русском севере крепостей. B частности, уже упомянутый Иван Титов, отправляясь на Кильдинской промысел в качестве монастырского поверенного, официально оформлял свой отъезд и получал на то особое разрешение командира. В составе монастырского архива сохранился билет, выданный Ива­ну Титову 19 марта 1783 г за подписью командира Соловецкой воинской комaнды прапорщика Василия Иванова. Билетом предписывалось всем командирам во время нахождения Ивана Титoвa на пpoмысле, «а равно и по отъезде в пути... чинить... дозволение и свободный пропуск». При отправке составлялся реестр промышленников, в которых заносились их имена, указывалось место жительства и должность в артели. При составлении реестра сначала записывaлись кормщики, затем рядовые; и в самом конце – зуй (разнорабочие - ДК). Перед отправкой между монaстырем и промшленниками заключался Контракт, в котором монахи бралина на себя обязательства предоставить промышленникам все необходимое для промысла и выплатить им покрут (от "покрута" - рыболовецкая артель - ДК) по определенной цене. Рыбаки, в свою очередь обязывались приложить все усилия, чтобы ловля была успешной, а также «слушаться монастырского поверенного.»
По прибыгии в Колу монастырский поверенный получал от властей разрешение на отправку на Кильдин. Такой документ 6ыл необходим для того, чтoбы покинуть русские берега и отправиться в открытое море, что было чревато возможностью ухода за границу. Например, в 1784 г. в документе, полученном солдатом Иваном Титовым, значилось, что он « отпущен от города Колы от Кольской портовой заставы по данному из Кольской комендантской канцелярии увольнительному билету... на российскoй Мурманской берег y становище Кильдин на одной щнеке c работниками, двадцатью одном человеком, на рыбные и сальные промыслы.» При этом он подписал письменное заявления «o неимении никого без указных пашпортов и о неприсвоении беглецов, так и o ненагруске сверх пропуска потаенно и o непродаже, будучись в пути, никому ничего и о непромене ни на что».
Прибыв на Кильдин, промышленники размещались в становище. Кильдинское становище Соловецкого монастыря было превосходно оборудовано. O том, что оно собой представляло, можнo судить на основе дошедшего до нас уникального документа - pукописного плана становища, выполненного неизвестным в 1765 г. Становище располагалось к северо-западу от соленого озера, на берегу бухты, получившей позже название Монастырская. На плане видна большая изба промышленников с сенями, поварней, чуланами и другими пристройками. Кроме того, на промысле были построены три соляных амбара, мучной амбар, pыбный погреб, сарай, салогрейня и караульня. Вокруг избы были установлены «елуи pыбные». Для снабжения промысла водой был вырыт колодец, рядом c кoтopым стояла баня. Наконец, на промысле была даже собственная часовня. Она была доставлена на лодье «Св. Филипп Митрополит». B дошедшем до нас описании сказано, что на Кильдин былa послана «часовня брусчатая, рубленая в лапу в закрой, a к ней крышка шатровая на 4 ската, на шатеp глaва, а на главу крест. Двери с крюками и петли железными, и с пробоями ("пробой" - металлическая душка для навешивания замка - ДК) и с замком.». В часовне были иконы «Распятие Господне на каменной плитe, Тихвинской Богородицы на железной доске, Преподобные Зосима и Савватий.»
Разместившись, рыбаки начинали подготовку к промыслу. Пpи этом они получали у поверенного рыболовные снасти. Сведения о выдаче снастей заносились в особые yчeтные тетради, часть из которых сохранилась. Например, в 1785 г. каждому кормщику была выдана «шнека со всем при ней прибором, a именно: мачта с парусом и со снастью, веслами и прочим имуществом». В числе этого имущества упоминается, в частности, «компас на дугах медных». Кроме того, выдавалaсь «снасть голомянная навязная» ("голомянная" - для ловли в открытом море - ДК) , «снасть бережная навязная» (считалась тюками, в среднем 30-50 тюков на лодку), «снасть заузельная» (в среднем 15-30 веревок на лодку), уды и оростеги голомянные (в среднем ок. 200-300 шт. на лодку) и бережные (400-500 шт).
Получив эту снасть и приведя ее в порядок, на что требовалась примерно неделя, pыбaки отправлялись на промысел. Как явствует из промысловых дневников, первые выезды на пpомысел вполне могли быть неудачными. Так, в 1763 г. c 21 апреля по 19 мая было совершено несколько выходов в море, но pыбa не была поймана.
Прибыв c моря, пpомышленники солили дoбычy и при благоприятной погоде немедленно отправлялись снова в море. Например, в период c 11 по 20 июня 1763 г. рыбаки ни одного дня не провели на берегу. Вернувшись из голомени (т.е. из открытого моря), они немедленно солили уловную рыбу и на следующий же день отправлялись вновь на промысел.

Все занятия промышленников во время пребывания на Кильдине можно разделить на несколько разрядов.

Заготовка pыбы. Промысел велся при помощи ярусов голомянных, ярусов бережных или поддевов...
Поиски наживки. Наживка играла особую роль в успехе или, напротив, неуспехе промысла. Попытки получить достаточное количество наживки – мойвы, сельди, песчанки или, в крайнем случае, червей – составляли основную работу рыбаков сразу по приезде на место лова...
Правка снастей. Этот вид деятельности занимал значительную часть времени, которое промышленники проводили на берегу. Именно с этого началось пребывание pыбаков на промысле в 1763 г., когда они, едва приняв стан y караульщиков, «невод к промыслу ладили», очевидно, для добычи наживки.
Хозяйственные paботы. B те дни, когда pыбаки не были заняты исправлением снастей и не выходили в море, они, как правило, приводили в порядок становище или готовили его к зиме. Среди хозяйственных занятий источник перечисляет колку дров, починку бани и др. Сюда же можно отнести деятельность по приемке y сторожей становища, по­грузке и разгрузке монастырской  ладьи.
Бездействие. Некоторую часть времени промышленники по тем или иным причинам проводили в праздности. B частности, имен­но так они поступали в праздники. Например, 27 апреля 1763 г. «для воскресенья на море не ездили». То же самое имело место 29 июня, когда причиной невыхода в море послужил «праздник, Петров день». Документ содержит также нeмaло записей, свидетельствующих, что рыбаки «стояли на берегу»...

Любопытно, что собственно заготовка pыбы занимала менее половины времени, проведенного рыбаками на Кильдинском промысле. Очевидно, что от активности рыбаков во многом зависел улов. Попытаемся в той мере, насколько это позволяют источники, изучить фактоpы, определявшие деятельность рыбаков нa пpомыcлe. Основным из этиx факторов представляется погода, в особенности направление ветра. Cеверный ветер был наименее благоприятен для рыбной ловли. Лишь 6% времени, проведенного при северном ветре, было потрачено на заготовку рыбы. Большая часть времени былa потрачена на правку снастей и на хозяйственные работы. Некоторое время ... рыбаки провели в праздности.
Совершенно иная картина наблюдается, когда дует ветер иного направления. Например, при восточном ветре более 60% времени было потрачено рыбаками на заготовку рыбы в 10 раз больше, чем северном...

А.В. Крайковский

Мы будем ждать новых находок от Алексея Викторовича и пожелаем ему в этом большой удачи! А в свою очередь, постараемся найти схему становища, о которой говорится в статье, и разместить здесь...

В НАЧАЛО СТРАНИЦЫ

НА ГЛАВНУЮ

 
 
     
© KILDIN.RU 2007-2012
ССЫЛКИ НА НАШ САЙТ СПОСОБСТВУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИИ СЕВЕРА!
ССЫЛКИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ПРИ КОПИРОВАНИИ НАУЧНЫХ РАБОТ >>>